Пришла дивизия вятских мужичков, низкорослых, кривоногих, жилистых, скуластых. «Эх, мать твою! Была не была!» — полезли они на немецкие дзоты, выкурили фрицев, все повзрывали и продвинулись метров на пятьсот.
(Никулин Николай Николаевич "Воспоминания о войне")
+7(910)140-50-90 (Кэп)

С чего начинается создание сайта

Если оставить маркетинговые исследования и прочие подготовительные этапы, правильный ответ – с технического задания. Желательно такого, где четко и ясно, простым языком расписано, какие разделы должны быть у сайта, что должна представлять его структура и функционал, что пользователь в дальнейшем сможет менять из панели управления и т. д. При заключении договора отдельно оговаривается, насколько увеличивается срок и стоимость работы при той или иной степени изменения ТЗ на разных этапах готовности проекта. В идеале все этапы работы четко расписываются, затем вносятся в какую-нибудь автоматизированную систему управления проектами с гантами работ, и остается лишь следить, чтобы каждый из команды разработчиков вовремя выполнил (снабдил, обеспечил, исполнил, закрыл) свое дело на своем участке конвейера.

А теперь по секрету Полишинеля: так не бывает, и ответ про ТЗ, с которого мы начали, на самом деле неправильный в рамках создания сайта для конкретно взятого ИП Иванов с его конкретными мыслями, планами, идеями, а также с реальными осязаемыми творческими людьми, которые это будут реализовывать. Почему? А Вы придите к нам со своим проектом − и попробуем вместе это опровергнуть, может на этот раз получится.

А пока на практике получается так: чем четче и проработеннее ТЗ на начальном этапе, тем больше изменений заказывается в ходе работы, отчего сроки переносятся, а исполнители периодически либо возвращаются к предыдущим этапам, либо несколько забегают вперед.

И это без учета диссонанса со стороны фирмы-исполнителя, в которой тоже работают люди, которые могут болеть, расстраиваться, увольняться, уходить в отпуск, забивать на работу и т. д. В нашей фирме это невозможно! – скажет большинство наших конкурентов на рынке услуг по созданию сайтов. – Все действия и сроки закладываются с учетом трудового распорядка, штатного расписания, времени года и положения Сатурна на фоне Юпитера. И вообще мы увольняем сотрудника при первой попытке зайти в Одноклассники и опоздать с обеденного перерыва.

Все верно, у нас рыночная экономика, и выживают на рынке труда лишь те, кто работает четко, слаженно, ответственно и без перерывов на романтику и беременность. Даже нет смысла задавать каверзный вопрос, кто сделает творческую работу лучше − тот, кто гудит от звонка до звонка или звенит от гудка до гудка, или кто выспался, поел, сходил в тренажерный зал, а потом сел и от всей души написал модуль на сайт любимому клиенту, который оплатил этот поздний завтрак и это занятие на велотренажере. Это, кстати, тоже не та реальность. Хлеб веб-разработчика заставляет и садиться за компьютер пораньше, и выползать из-за него попозже, так что творческая обстановка, которую показывают для рекламы крупных компаний, достижима далеко не всегда и не везде.

Но вот почему-то лучше всего получаются проекты, созданные на основе несколько архаичной версии ТЗ: «делайте все на ваше усмотрение, чтобы вам самим нравилось». Разумеется, цитата эта венчает некоторые обсуждения, примеры, и даже иногда описания и схемы, но именно она олицетворяет подобный подход.

И в то же время за годы общения с разными командами веб-разработчиков и разными заказчиками нарисовалась четкая тенденция: во всех случаях, закончившихся разрывом отношений между сторонами (разумеется, если источником информации был разработчик, виноватым оказывался заказчик, так и сумевший четко сформулировать задачу и каждый раз при встрече меняющий свои планы, а в случае интервью с заказчиком виноваты раздолбаи, которые взяли деньги и ничего не сделали) независимо от масштабов проекта была попытка составления четкого досконального ТЗ.

Конечно, каждый отдельный случай по-своему уникален, и, возможно, выводы по нашему опыту делать нужно будет лет через 10, а пока рано. Тем не менее, вот несколько типичных ситуаций, которые Вы можете проанализировать и сделать выводы.

Ситуация 1.

Компания заказала сайт у веб-студии с хорошим менеджментом. В том смысле, что заказ принял очень оптимистичный, излучающий уверенность в себе молодой человек, четко назвавший сроки и цены, которые всех устроили. Заказчица заплатила половину суммы согласно договору. Прошло полгода. У заказчицы «на руках» сверстанный макет главной страницы и периодические напоминания менеджмента, что практически все готово, пора заплатить оставшееся, и сразу все будет доделано. За это время поменялся фирменный стиль организации клиента и видение, каким должен быть сайт, т. к. все это время заказчица анализировала сайты конкурентов и успешно развивала бизнес несмотря на отсутствие рекламы в Сети.

В результате после непродолжительного общения с нами задание было сформулировано достаточно четко, макет главной страницы выполнен заказчицей в виде аппликации из блоков, частично позаимствованных на других сайтах. Через полтора месяца был готов уникальный продукт, который нравился и нравится до сих пор обеим сторонам.

Ситуация 2.

NOЗвонит клиент – хотим сайт, сколько стоит? Объясняем, что надо несколько конкретизировать, показать примеры, которые нравятся, заполнить нашу анкету, в конце концов хотя бы сформулировать для себя, какой именно сайт нужен, с какими функциями и какой структурой, чтобы при встрече объяснить нам.

Времени у клиента на писанину нет, но он знает сайт конкурента, и ему нужно все точно так же.

Встречаемся, клиент смотрит на сайт-образец, начинает рассуждать, что на самом деле вот эти разделы не нужны, а эти надо бы добавить, и вообще у них вот тут некрасиво, а здесь должно быть как на другом сайте, «не помню, на каком». Очень примерно очерчиваем цену, рекомендуем все-таки приехать в следующий раз с более четко очерченными пожеланиями, упоминаем, что наполнение сайта не входит в его стоимость, но админка очень проста для освоения, клиент уходит думать, навсегда. Как говорится, если к другому уходит невеста,…

Ситуация 3.

YESКлиент звонит по рекомендации. Не тратим ни секунды на попытку доказательства неверблюжести, сразу к делу. Разработали логотип, брендбук. Встретились впервые для обсуждения создания сайта. Потратили полчаса, просматривая, что нравится и не нравится у других, обсуждая конкретику по структуре. ТЗ венчает вышеупомянутая коронная фраза. Сумма за сайт поступает на счет в виде предоплаты 100%, сайт готов с небольшим запозданием сразу после новогодних праздников. Сайт наполняется заказчиком. Выбираем фразы для продвижения, пишем статьи. Договор на продвижение. Через месяц треть запросов в топе, через полтора – половина, через два – две фразы немного не дотягивают.

Ситуация 4, которая повторяется с определенной периодичностью.

NOКлиент звонит или пишет, что хочет дешевый интернет-магазин из двух страничек, но чтобы потом его можно было развивать и усложнять. Объясняем, что либо это будет визитка, а не магазин, либо магазин-инвалид, и что «это» будет конкурировать с многостраничными сайтами в продвижении и проиграет, что можем дешево сделать простые html- странички без движка, но не советуем этот вариант, а если делать на движке, то можно будет с легкостью наполнять сайт контентом и тем более нет ни малейшей причины оставлять 2, 5 и даже 10 страниц. Клиент думает, что его разводят на деньги и исчезает, мы думаем, что клиент либо не понимает, чего хочет, либо не хочет понимать, почему одни сайт более конкурентоспособны, а другие – менее, либо у него просто нет денег.

Ситуация 5.

YESКлиент приходит со старым сайтом на «народе».  Считаем, договариваемся, делаем новый сайт с удобной CMS и уникальным дизайном, при наполнении насколько возможно уникализируем контент, еще через пару месяцев сайт в топ-10, сегодня больше половины продвигаемых позиций в топ-3.

Ситуация 6.

YESКлиенту сайт делал московский монстр. Сделали, бросили. Мы хвалимся, что умеем не хуже и в 2 раза дешевле, делаем редизайн, клиент периодически обращается за новыми баннерами и небольшими правками по функционалу и контенту.

Вот такая небольшая зарисовка, надеемся, никого не обидели и не выдали конфиденциальную информацию. Если возникли вопросы, интересуют детали или похожая проблема – звоните, пишите, обсудим!

Успехов в создании и продвижении ваших проектов!

А здесь можно посчитать стоимость раскрутки Вашего сайта: https://capweb.ru/prodvizhenie_sajtov.html

Следующая статья: Когда htaccess не в радость... https://capweb.ru/kogda_htaccess_ne_v_radost.html

Предыдущая статья: 10 правил успешного бренда https://capweb.ru/10_pravil_uspeshnogo_brenda.html

Позиции сайта Автогарант-НН на апрель 2014 г.
Позиции сайта veragold.ru на декабрь 2014 г.
reative
nalytics
romotion

Оставьте Вашу контактную информацию, и мы свяжемся с Вами!

Получайте горячие новости интернет-маркетинга и вечную скидку 5%!