Подкрадываемся к созданию логотипа. Фирменное наименование в юридической плоскости
Глава 76 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Это 4 параграфа, на которых базируется российское законодательство в сфере индивидуализации коммерческих юридических лиц.
Четко обозначены термины, используемые в юридическом поле: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение.
Никаких эмблем, логотипов, брендов, торговых знаков, торговых марок.
Фирменное наименование — это то, что вы или ваша супруга, ребенок, сотрудник, помощник, контрагент пишет в клеточки формы № Р11001 при создании юридического лица прежде чем просунуть ее в окошко налоговой.
Налоговая может принять все что угодно и на все закрыть глаза, но на всякий случай лучше знать, что в эти клеточки лучше не писать, об этом чуть ниже.
Если регистрируете ИП, у вас форма № Р21001 и придумывать фирменное наименование не нужно, если, конечно, вы не собираетесь ради этого менять свои ФИО в паспорте. У вас остается возможность использовать особое название в коммерческом обозначении, но об этом на другой странице. Зачем вам ИП? Это же налогов минимум 28 тыс. в год даже если не вести деятельность. Напишите пожалуйста на почту, указанную в подвале сайта, если автор статьи заблуждается на счет ИП.
Итак, с момента регистрации предприятия фирменное наименование его идентифицирует, используется во всех документах и принадлежит ему и только ему согласно ст. 1474. ГК РФ, которая называется "Исключительное право на фирменное наименование".
Фактически же законодательству не противоречат два ООО "Свинин и сын", если, например, один Свинин занимается полиграфией, а другой продает иголки для патефонов.
В случае, если появится еще одно ООО "Свинин и сын" с иголками для патефонов, против него выступят пп 3, 4 ст. 1474. ГК РФ.
3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.
Из чего состоит фирменное наименование — это можно пропустить
Не к ночи будь помянутая выше форма №Р11001 предусматривает полное и сокращенное наименование. Того же мнения придерживается ст. 1473, разрешающая отказаться от сокращенного наименования.
2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Но опытные юристы различают такие понятия как корпус фирмы, обязательное дополнение и факультативное добавление. Например, ТОО "Скалес" научно-производственное предприятие.
Как нельзя называть фирму
Согласно цитате выше, компании ООО "Лесозаготовка" и ООО "Вывозим в лес" нарушают п. 2 ст. 1473, но до этого никому нет дела, т. к. стрясти штраф порядка 500 тыс. руб. позволяют прецеденты с использованием занятых гос. структурами лексем и лексических единиц, но и этим особо никто не увлекается.
Так, на сайте https://egrul.nalog.ru можно найти почти три десятка организаций, использующих слово "пристав" несмотря на то, что в 2015 г. тут http://r35.fssprus.ru/news/document22847306 опубликовано предупреждение подобным конторам: "... организации грозит наложение штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей."
Есть даже определенные статьи КоАП на эту тему:
ст. 14.24 касается использования слова "биржа" — если вы не биржа, а налоговая просмотрела при регистрации этот факт, получите, распишитесь — штраф 700 тыс. руб.;
ст. 17.8.1 КоАП — про штраф 500 тыс. руб. за использование вышеупомянутого слова для всех кроме истинных судебных приставов.
За использование различных министерских, федеральных и прочих названий гос. органов, наименований, относящихся к обозначению РФ (даже частично типа "Росани") и других государств скорее всего не оштрафуют, а просто предъявят иск с требованием переименовать, а это тоже время, деньги. Налоговая, если что пропустит по недогляду, ответственности не несет, хотя, надо отдать должное, они обычно грамотно консультируют и пресекают неграмотные попытки нарушить четвертую часть ГК РФ на корню.
Подробнее про это смотрите перечерканный и затертый до дыр п. 4 статьи 1473.
Для эксперимента можно попробовать зарегистрировать ООО «Биржа судебных приставов России».
Вы уже вплотную приблизились к созданию логотипа, который в юридическом поле именуется коммерческим обозначением, и если автор доживет до этого счастливого дня, продолжение последует.
Следующая статья: Товарный знак и знак обслуживания https://capweb.ru/tovarnyi-znak-i-znak-obsluzhivaniya.html
Предыдущая статья: Тренды логотипов 2017 https://capweb.ru/logotip-2017.html