РИФ+КИБ 2013. Лирическая ария о важности контента на сайте
Эволюция контента. Докладчик – Тимофей Квачев, Trinet
Говорю я про будущее, фантазирую как хочу, если чего-то не произойдет, то это как у Ванги – время не пришло.
Какой бывает контент, какие у него есть факторы, что будет в будущем.
Несколько примеров того, как можно классифицировать контент.
Первое – по степени интересности – интересный – неинтересный.
Я пришел, мне понравилось или я пришел, мне не понравилось, я ушел.
Если говорить о степени полезности, если контент полезный, наверно я захочу поделиться им с другими людьми. Можно попытаться называть контент продающим и непродающим.
Что еще можно о нем сказать?
Есть простой набор из 6 факторов информации по определению, достаточно четко отвечающий на вопрос о том, что такое хороший контент.
Допустим, у нас сайт с маршрутами автобусов.
Например, у меня есть все-все маршруты Москвы, но это неправда. Это плохой контент. Или есть только один маршрут и всего две его остановки. Опять что-то не то. Или есть все маршруты автобусов, трамваев, троллейбусов, все хорошо, но только за 2001 г. Опять не то.
Так, проверяя каждый из этих пунктов, мы поймем, что если наша информация удовлетворяет этим пунктам, скорее всего, контент на сайте будет хорошим.
Отталкиваясь от этого, двигаемся дальше. Если мы говорим про создание сайта, контент действительно очень важен, он если не на первом месте, то в топе важных вещей. Благодаря контенту люди приходят, знакомятся с ресурсом, выбирают, где оставить деньги, т. к. у них есть самый ликвидный товар − деньги. Контент призван их убедить, вызвать доверие и желание купить.
Рассмотрим процесс формирования технического задания на создание сайта.
Хоть эта история и не про тех, кто продает сайты и не про тех, кто их заказывает.
Это некое упрощение, и хочется верить, что у вас все было значительно лучше.
Часто ТЗ озвучивается так: «Хочу синенький сайт вот как тот, и на главную страницу навесьте мне рюшечек». Генеральный директор не подошел и не прочитал это задание, ведь дел много и букв в этом документе много и вообще он не очень хочет этим заниматься. ТЗ просто подписали.
Далее наступает следующий этап. Из зала кричат «Взять деньги». «Вообще-то деньги берут раньше, вы знаете, техническое задание − это уже полработы», − парирует докладчик, − «Конечно, творческий этап − дизайн». Итак, рассматриваем некий абстрактный сайт, получили вариант дизайна.
Заказчик озвучивает вердикт (свой или того, кто принимает решение по дизайну за него − прим. ред.): «Все здорово, у вас такие классные дизайнеры, вы все сделали как я хотел, но…»
Тут следует сакраментальная фраза после «но», т. к. у заказчика тоже творческий подход и большой творческий потенциал, который и должен реализовать исполнитель. Если в ТЗ реализовать его сложно, то на этапе готового варианта дизайна это очень легко. Ведь он занимается европейским бизнесом, а это всегда счастливые радостные улыбающиеся лица.
И наш любимый заказчик звонит менеджеру и говорит: «Слушай, … почему на моем европейском сайте нет такой банальной вещи как семья”? Менеджер пытается объяснить, почему этого не должно быть, но результат один: семья в конце появится. Заказчик доволен. Он видит клиентоориентированный процесс, все его пожелания удовлетворены, он рассказывает всем, какой у него классный получается сайт, и даже готов показать дизайн своим друзьям в баре (в бане). (В реальности чаще оценивает рабочий коллектив, супруг(а) и дети заказчика − прим. ред.) Это роковой шаг, потому что друзья решают, что раз это недвижка, в недвижке надо прежде всего пустить животное, то самое.
И заказчик звонит менеджеру и просит добавить кошку. Менеджер передает задание дизайнеру, появляется кошка. На этом этапе прошло вместо месяца (хотели сделать к выставке коттеджей) прошло три, т. к. на самом деле много что обсуждали, но это еще не все. Появляется желание жены заказчика добавить солнышко, появляется идея менять времена года и т. д.
О продаже коттеджей все уже забыли. (У нас подобное исключено, т. к. изначально все нацелены на результат, а детали стараемся уточнять как можно раньше − прим. ред.).
Наступает момент, когда сайт никому не нужен. Заказчик видит странную смесь творческих идей, исполнителю не нравится, что изначальную удачную концепцию так варварски перекроили, наступает следующий этап − верстка, программирование. При этом денег уже ни у кого нет, т. к. заказчик платить уже не хочет, а исполнитель все прел, пока три месяца рисовал солнышко. Так или иначе, сайт сверстан, приходит время самого главного − наполнения его контентом. И, конечно, делать это нужно максимально быстро и максимально дешево. (Мы всем заказчикам твердим о необходимости скорейшего начала работ по подготовке контента еще с этапа утверждения задания на сайт − прим. ред.).
В договоре был пункт про наполнение. И разумеется, заказчик ее вычеркнул, т. к. … Тут причины могут быть разные, зачастую руководитель предприятия считает, что у него и так много бездельников, которые сами все наполнят. В общем, наполнять будут сотрудники.
Притча про собаку.
Когда дома появляется собака, такая маленькая, писклявая, виляющая хвостиком, она всем нравится и все хотят с ней играть и гулять. С ней гуляют 8 раз в сутки, примерно в 4 раза больше, чем она хотела бы. Собачка в конвульсиях пытается выжать из себя хоть какую-то влагу, чтобы отпустили домой. Через неделю ажиотаж вокруг события «собака» спадает, количество выгулов нормализуется. Еще через 2 недели у собаки начинается ностальгия по первому времени, потому что она сидит под дверью, и никто с ней не гуляет.
Кто же реально гуляет с собакой?
Самый слабый, самый неработающий, тот кто на пенсии, в общем, любой, но не самый любящий, тем более не кинолог и не специалист по выгулу собак.
Задачу выполняет тот, кто не «отмазался».
Итак, наполнение сайта контентом − это собака. Когда генеральный директор собирает всех в большом тронном зале и объявляет, что у них появился новый сайт, люди опытные под различными предлогами быстро «сливаются» с середины презентации. У всех возникают срочные дела, которых не было уже год. Остаются самые скромные, самые ответственные, возможно, самые слабые в капиталистической пищевой цепочке. Конечно, в вашей компании все не так, у вас есть свои специалисты по контенту, но в 95% российских непрофильных компаний история именно такая: наполняет тот, кто не сбежал.
Это человек не занимается вебом, ничего не знает про конверсию, юзабилити, SEO. Он просто наполняет. Причем задача выполняется так, как ее ставят. Когда говорят, что надо наполнить быстро и не говорят, что это должно продавать и т. п., то наполняют просто быстро. Именно так происходит стандартное наполнение обычного сайта.
Зачастую тексты предварительно распечатывают и выдают сотруднику в распечатанном виде, чтобы он руками все это «перезабил». В противном случае задача слишком проста.
Вскоре сайт «наполнен», проходит еще немного времени, и появляется идея его продвигать.
Вот он, час расплаты.
Либо такое не продвигается, либо, если чудо произошло, посетитель сбегает с такого сайта, не получив должного ответа на свой запрос.
В Интернете было 3 эры. первая – эра трафика, когда только появился Интернет, все ходили на сайты, где больше посещаемость, эра форумов. Далее пришла эра контента, когда решающим фактором стал контент, и в тренде те, у кого контента больше и он лучше. Те же соцсети, например. Контент стал центром внимания.
Сейчас наступила эра доверия. Пример – Яндекс маркет. У кого больше звездочек, у того и купят товар.
Что говорят о магазинах люди, часто покупающие в Интернете? Чаще всего – об отзывах и о надежности магазина. Трактовать это можно как одно слово − доверие. Очень важны способ и сроки доставки, но самое важное – вера в надежность магазина. Зачастую клиент готов доплачивать и переплачивать за эту надежность.
Смотрите также: РИФ + КИБ 2013. Кейс по раскрутке сайта
Следующая статья: Рекламная кампания в Интернете. Преимущества в цифрах. https://capweb.ru/reklamnaya_kampaniya_v_internete_preimushhestva_v_cifrah.html
Предыдущая статья: Кибориф 2013. Кейс по продвижению сайта, продающего стеллажи https://capweb.ru/kiborif_2013_kejs_po_prodvizheniyu_sajta.html